СОДЕРЖАНИЕ
Друзья, не могу оставить без внимания статью М.Б. АВРАМОВОЙ, заведующей сектором научно-методического отдела библиотековедения РНБ "ПОСЛЕДСТВИЯ «ОПТИМИЗАЦИИ». ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА РОССИЙСКИХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК".
Друзья, не могу оставить без внимания статью М.Б. АВРАМОВОЙ, заведующей сектором научно-методического отдела библиотековедения РНБ "ПОСЛЕДСТВИЯ «ОПТИМИЗАЦИИ». ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА РОССИЙСКИХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК".
Наконец-то широкой библиотечной аудитории представлен анализ сегодняшней непростой, порой отчаянно сложной ситуации в которой оказалось большинство муниципальных библиотек в связи с правовыми реформами последнего десятилетия. Сейчас чаще велись дискуссии о будущем библиотек, но аналитическая картина настоящего положения дел не менее важна в определении дальнейшего развития общедоступных библиотек.
Итак, зачин статьи:
"Правовые реформы последнего десятилетия привели к значительному сокращению сети российских общедоступных библиотек. Их целью была экономия бюджетных средств. Но простое арифметическое сокращение количества бюджетных учреждений культуры может обеспечить фактическую экономию только на первом этапе. В дальнейшем потребуется большие средства на сглаживание и преодоление негативных для общества последствий."
Речь идёт о реализации Федеральных законов №131-ФЗ и №83-ФЗ. Автор даёт им справедливую оценку:
"Именно эти законодательные акты практически разрушили единство сети общедоступных государственных и муниципальных библиотек: утрачены координационные связи между ними, разрушена целостность библиотечного организма" страны. Сокращается число сетевых единиц: одни..физически исчезают с библиотечной карты страны.., другие - "сливаются", образуя из ..нескольких ..одну, третьи - становятся структурными подразделениями иных учреждений культуры."
Доступность библиотечно-информационных услуг населению снижается. Причины: органы местного самоуправления не имеют необходимых средств на содержание учреждений культуры.
Абсурдная ситуация сложилась с библиотеками, вошедшими в состав КДУ или иные объединения и отчитывающимися по форме 7-НК. Такие библиотек не дают статистических сведений о работе по формированию электронных каталогов и баз данных, по информационному обслуживанию, в том числе удалённых пользователей.
"Получается они отнесены государством к бесперспективным, и те задачи, которые решают библиотеки страны, перед ними не стоят."
"Сейчас наметился разрыв между центральными региональными библиотеками и другими библиотеками, находящимися в ведении органов культуры на уровне субъекта РФ. Многие библиотеки оказавшись в плену иных муниципальных учреждений культуры, выпали из системы общедоступных муниципальных библиотек. оставшиеся в библиотечной сети поделены на автономные, казённые, бюджетные учреждения."
От автора обзора: Можно продолжить эту мысль заявлением, основанном на собственных методических наблюдениях, что уже наметился разрыв между центральными районными библиотеками и библиотеками, переданными на бюджеты сельских и городских поселений. Закон № 131-ФЗ раскручивает механизм разрушения там, где на территории района созданы городские и районные округа. Из-за недостаточного финансирования районные межпоселенческие библиотеки переводятся в меньшие помещения и вполне естественно, что их межпоселенческие функции и задачи сокращаются.
Между городом и районном делятся все ресурсы, в том числе и фонды, которые много лет формировались с учётом запросов населения всей территории. Сокращаются штаты и специалисты, прошедшие специальную подготовку по централизованному комплектованию и учёту библиотечного фонда территории всего района, организации электронных каталогов, центров деловой и правовой информации, району уже не нужны. Достаточно оставить некую методическую службу для оставшихся на районном бюджете сельских филиалов, которые к тому же переводятся на 0,25, 0,5 или 0,75 ставки. Библиотека городского округа занимается обслуживанием только городского населения.
Между городом и районном делятся все ресурсы, в том числе и фонды, которые много лет формировались с учётом запросов населения всей территории. Сокращаются штаты и специалисты, прошедшие специальную подготовку по централизованному комплектованию и учёту библиотечного фонда территории всего района, организации электронных каталогов, центров деловой и правовой информации, району уже не нужны. Достаточно оставить некую методическую службу для оставшихся на районном бюджете сельских филиалов, которые к тому же переводятся на 0,25, 0,5 или 0,75 ставки. Библиотека городского округа занимается обслуживанием только городского населения.
Предложения РНБ :
"Сегодня как никогда остро обозначилась проблема мониторинга организации библиотечного обслуживания. Он должен налаживаться системно - от сельских поселений до уровня всей страны." (Это нужно, возможно и думаю, что этим регулярно занимаются многие региональные библиотеки. Полезно для отрасли, что обобщением и аналитикой с последующей публикацией итогов занялись специалисты научно-методического отдела библиотековедения РНБ. )
"Прежде всего, региональной власти пора осмыслить трансформации, происходящие в библиотечной сфере, и всячески содействовать центральной библиотеке субъекта РФ в сохранении и развитии сети общедоступных библиотек, в обеспечении методического взаимодействия библиотек в новых условиях, в налаживании государственного учёта." (Содействуют, призывают, но Законы №131-ФЗ и №83-ФЗ побуждают местную власть действовать в направлении сокращения сети с целью "эффективности" расходования бюджетных средств. )
"Библиотеки страны ждут (от Министерства культуры) упорядочения в отраслевой статистике и рекомендаций для руководителей культуры субъектов РФ о том, каким образом содействовать сохранению сети общедоступных муниципальных библиотек и выстраивать сетевое взаимодействие в новых условиях." (Мединский В. "Газета.Ru": "У нас есть единая концепция развития библиотечного дела, но реализуется она с поправкой на регионы, региональную специфику и на региональное финансирование уже на местах.")Итоговое настроение статьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий